Если вам посчастливилось стать автовладельцем, то рано или поздно вы столкнетесь с ситуацией, когда будет необходимо знать уровень заряда аккумулятора. И не важно, купили вы новый автомобиль или уже побывавший в эксплуатации. В нашей статье мы подготовили инструкцию о том, как правильно проверить аккумулятор и не остаться без «железного коня» в самый неподходящий момент.
Особенности севшего АКБ
Даже новички-автолюбители при постоянной эксплуатации авто замечают, когда автомобиль начинает давать сбои. И в один момент машина просто перестает заводится. Послужить этому может севший аккумулятор. Характерными чертами проблем с аккумулятором являются:
- Вялая прокрутка стартером каленвала двигателя. Либо стартер не крутится совсем.
- Быстрая потеря заряда. Это особенно заметно в период холодов.
Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков, не игнорируйте. Для начала проверить аккумулятор можно в домашних условиях, перед тем как обращаться в автомастерскую или покупать новую батарею.
Внешний осмотр аккумулятора
Регулярно проверять внешний вид аккумулятора желательно каждый раз, как решите заглянуть под капот авто. Ведь даже простая грязь на корпусе способна привести к преждевременной разрядке.
Для начала визуально оцените состояние корпуса.
Если на корпусе имеются трещины, то проверьте надежно ли он закреплен. Плохая фиксация способствует тряске аккумулятора и приводит к деформации пластика.
Потеки электролита, пыль и грязь возле выводов батареи образуют загрязнения, приводящие к саморазряду. Необходимо очистить места соединений содовым раствором и вытереть насухо.
При наличии закисших клемм убедитесь в плотности крепления выводов. Зачистите клеммы наждачкой или щеткой по металлу, обработайте устойчивой к кислоте смазкой.
Устройства для проверки аккумуляторов
Внешний осмотр АКБ укажет на видимые недостатки эксплуатации, но «на глаз» уровень заряда узнать невозможно.
В помощь автолюбителям приведем пару тестирующих устройств для проверки аккумуляторов:
- Мультиметр
- Нагрузочная вилка
Проверка тестером
Для получения точных результатов зарядки аккумулятора, измерения лучше проводить через пару часов после зарядки. В паспорте на батарею указывают диапазон заряда и в большинстве случаев он не превышает 12,9 вольт.
Пошаговая инструкция:
- Установите ручку прибора в состояние постоянного тока (DCA).
- Вставьте положительный(красный) провод-щуп в разъём с диапазоном от 10 до 20А.
- Отрицательный (черный) провод-щуп вставьте в общий разъем (COM)
- Красным щупом прикоснитесь к положительному выводу батареи, черным – к отрицательному.
- Снимите данные с дисплея прибора и сравните с технической документацией на батарею.
Помните, что длительность проверки аккумулятора тестером не должна превышать 2 сек, чтобы не повредить АКБ.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно быть меньше 12,6 Вт. Уровень заряда 12 Вт указывает, что аккумулятор сел на 50 % и необходима подзарядка. При значениях 11,5 Вт мы получаем полностью разряженный аккумулятор.
Диагностика нагрузочной вилкой
Для всесторонней проверки состояния батареи недостаточно одного тестирования мультиметром. Следующий этап – это проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.
На практике иногда происходит, что при проверке напряжения данные показывают полную зарядку, а на деле стартер либо плохо крутится, либо не крутится совсем. Причиной этому может послужить неправильное использование аккумулятора в течении долгого времени. Поэтому необходимо проверить работу батареи под нагрузкой.
Нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с зажимом и нагрузочным проводом. Подсоединяем клеммы к выводам аккумулятора (+/+, -/-). Длительность измерения не более 5 сек.
Фиксируем показатели. При напряжении 10 Вт и ниже АКБ необходима подзарядка. При получении цифры 9 Вт стоит подумать о смене батареи.
Проверка уровня электролита
После устранения внешних недостатков и измерения напряжение приступаем к следующему шагу. Перед тем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, откройте заглушки банок и посмотрите внутрь.
Нормальным уровень электролита считают, когда он покрывает пластины на 1,5 см и больше. Для получения точных данных возьмите стеклянную трубку (примерно 3 мм диаметр) и погрузите в отверстие, заткнув пальцем один конец.
Если электролита мало, то пластины будут возвышаться над жидкостью. В этом случае необходимо добавить дистиллированной воды.
Проверка плотности электролита
Для адекватной работы АКБ необходимо не только регулярно измерять уровень электролита, но и его плотность. Сделать это можно с помощью специального прибора – ареометра.
Он представляет собой стеклянную колбу с грушей и пипеткой на конце. Внутри колбы измерительная шкала и утяжелитель. Как проверить аккумулятор ареометром показано на фото.
Необходимо открыть заглушки на всех банках батареи. Затем поочерёдно из каждой банки грушей набирается электролит. Поплавок должен свободно плавать. Измеряется плотность в каждой банке.
При получении данных в пределах среднего значения (1,27-1,29 гр/см3), то с электролитом ничего делать не нужно. Если цифры меньше, то добавьте дистиллированной воды. Если больше, то возьмите из банки с большей плотностью электролита и налейте туда.
Пару слов напоследок
- Регулярно осматривайте аккумулятор снаружи
- Измеряйте уровень электролита хотя бы раз в квартал.
- Не позволяйте АКБ полностью разряжаться
- В период ходов заносите аккумулятор в помещение
В нашей статье вы узнали, как провести полную диагностику аккумулятора. У каждого есть плюсы и минусы. Каким из них пользоваться, решать Вам. Но не забывайте, что хорошему хозяину аккумулятор может прослужить много лет.
Фото инструкция как проверить аккумулятор